При нынешнем финансировании задача удвоения объемов дорожного строительства к 2022 году на федеральных трассах вполне решаема. В настоящее время ведется ее поэтапная реализация. В 2013 году было введено в эксплуатацию 604,7 км федеральных автодорог. На 2014 год запланировано построить и реконструировать 738 км. Если учесть, что за предыдущее десятилетие (2003-2012 годы) построено и реконструировано 3,8 тыс. км федеральных дорог, то всего к 2022 году необходимо ввести 7,6 тыс. км. Это вполне реально, даже с учетом того, что в 2015-2016 годы федеральным дорожникам придется создать новые технологические заделы для дорожного строительства и ввод дорог сократится. Но уже в 2017 году планируется увеличить объемы строительства дорог до 787 км, а в 2018-м – до 1097 км.
Выполнить задачу, поставленную Президентом РФ, федеральные дорожники намерены, прежде всего, за счет повышения эффективности расходования бюджетных средств. В частности, большое значение имеет экономия бюджетных средств при размещении госзаказов и проведении конкурсных процедур. Снижение цены контракта на 4-5%, которого добивается Росавтодор, при существующих объемах финансирования дает экономию до 20 млрд рублей в год. Конкуренция в дорожной отрасли заставила подрядчиков уменьшить свои аппетиты на выручку с проектов госзаказа. Если в начале 2000-х строительные гиганты без стеснения закладывали в свои сметы до 40% прибыли, то теперь этот показатель сократился до 7–9%. К такому результату привела работа государства по борьбе с коррупцией и спекуляцией на ценах и монополиях.
Необходимо отметить, что благодаря воссозданному институту дорожных фондов на строительство и ремонт федеральных трасс в 2014 году было направлено 510 млрд рублей. Согласно прогнозам экспертов, уже в 2016 году объем федерального дорожного фонда превысит 550 млрд. рублей. Помимо акцизов одним из основных источников его пополнения станут сборы с грузовиков массой свыше 12 тонн. Таким образом, риск
недофинансирования отрасли даже в условиях кризисных ситуаций в экономике будет сведен к минимуму.
На сегодняшний день, добиться равномерности роста темпов дорожного строительства препятствует разрыв между федеральными и региональными дорогами, прежде всего в части их финансирования. Возрождение механизма дорожных фондов постепенно должно компенсировать нехватку бюджетных ресурсов. Специалисты отмечают, что уже в первый год их работы удалось увеличить финансирование региональных дорог из собственных бюджетов субъектов РФ почти в два раза, а в некоторых регионах — даже в три. Этот факт не может не радовать, ведь только 36% региональных трасс соответствует нормативам. Около 9% вообще не имеет твердого покрытия. На эти нужды в первую очередь и будут направлены дополнительные средства. Существует более 30 дополнительных источников наполнения дорожной казны в регионах — начиная с использования придорожной полосы и заканчивая возвратом штрафов за несвоевременное
исполнение подрядных работ. Выросли трансферты регионам из общих доходов федерального бюджета.
Необходимо отметить, что согласно поручению президента к 2022 году требуется довести объемы дорожного строительства до 42 тысяч километров. По предварительным оценкам, российскими регионами планируется ввести лишь около 30 тысяч километров дорог. Для выполнения поставленной задачи по удвоению объёмов строительства субъектам дополнительно потребуется 100 миллиардов рублей ежегодно.
Таким образом, для того, чтобы обеспечить необходимый ввод километров в эксплуатацию регионам и муниципалитетам нужно перестать перенаправлять дорожные средства на другие социально значимые, но не целевые дорожные проекты.