В ближайшие шесть лет в дорожной отрасли страны должны произойти ощутимые для жителей перемены и речь идет не только о федеральных трассах, а в большей степени даже о региональной и местной сети: за это время в 83 российских регионах планируется создать современную, комфортную, надежную и экономически эффективную транспортную инфраструктуру.
Катализатором позитивных изменений призван стать национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Масштабная дорожная кампания стала продолжением приоритетного проекта, реализованного в 2017–2018 годах в 38 городских агломерациях, и была разработана в целях исполнения положений президентского указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Ключевая цель, заложенная в показателях нацпроекта, — повышение качества жизни россиян.
«Национальные проекты построены вокруг человека, ради достижения нового качества жизни для всех поколений, которое может быть обеспечено только при динамичном развитии России, — отметил президент РФ Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию. — Уже в ближайшее время, в этом году люди должны почувствовать реальные изменения к лучшему. Именно на основе мнения, оценок граждан в начале следующего года подведем первые итоги работы».
На проведение дорожных работ в регионах выделяются беспрецедентные суммы: только в 2019 году общий объем межбюджетных трансфертов, распределенных законом о федеральном бюджете, составляет 106,2 млрд руб. Кроме того, распоряжением Правительства РФ на финансирование капиталоемких мероприятий нацпроекта дополнительно направлено 5 млрд руб.
В рамках нацпроекта в нормативное состояние приводят региональные трассы и дороги местного значения, а также повышают безопасность дорожного движения за счет обустройства пешеходных переходов, островков безопасности, установки ограждений, светофоров, дорожных знаков и т.д.
Проекты территорий включают свыше 6 тыс. объектов, с их перечнями можно ознакомиться на сайтах региональных органов власти. В настоящее время проводятся конкурсные процедуры, в ходе которых определяются подрядчики для выполнения дорожных работ. В субъектах, завершивших подготовительный этап, уже стартуют мероприятия по улучшению состояния автомобильных дорог.
Традиционно одними из первых дорожный сезон открывают южные регионы. Так, в Волгоградской области начался капитальный ремонт мостового комплекса Волжской ГЭС. В 2019 году специалисты проведут устройство дорожного полотна и приведут в порядок наиболее поврежденные участки и элементы сооружения, в том числе металлоконструкции и деформационные швы. На эти цели направлено 125 млн руб.
Масштабные дорожные работы развернулись в Ростовской области. Например, в Таганроге — на родине классика русской литературы — капитально ремонтируют улицу Чехова. В настоящее время здесь ведутся фрезеровочные работы и демонтируется старый бортовой камень. В нормативное состояние приведут 4,5 км улицы, стоимость работ — 111,5 млн руб.
В Пермском крае ведется строительство стратегически важного транспортного объекта — обхода поселка Куеда протяженностью 3,32 км с путепроводом через железнодорожные пути. На выполнение работ в текущем году будет направлено более 400 млн руб. С вводом объекта поток транзитного транспорта, идущего по направлению от города Чернушка до границы с Республикой Башкортостан, будет проходить, минуя поселок Куеда. Кроме того, повысится безопасность движения за счет строительства путепровода, который обеспечит проезд автомобилей в разных уровнях с железнодорожной линией Казань – Екатеринбург.
В Калининградской области продолжается реконструкция улицы Шатурской, начатая в 2018 году за счет экономии средств, образовавшихся в результате проведения конкурсных процедур по основным объектам приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги». В текущем году на приведение улицы в нормативное состояние направлено более 337 млн руб.
Также дорожные работы начались в Воронежской, Новосибирской, Калужской, Липецкой и Московской областях, а также Чеченской Республике. При этом с каждым днем число регионов, где стартует дорожный ремонт, увеличивается. Благодаря комплексу мероприятий, которые планируется реализовать в рамках нацпроекта, к концу 2019 года доля региональных трасс, соответствующих нормативным требованиям, увеличится с 43,1 % до 44,1 %, а доля дорог агломераций в нормативе вырастет с 42 % до 46 %.
«Это один из тех проектов, который попал в «точку» и широко востребован населением. Ничего более масштабного по ремонту дорожной сети в субъектах федерации не реализовывалось, — отметил губернатор Воронежской области Александр Гусев. — Качество жизни населения в немалой степени определяется состоянием дорожной инфраструктуры. На региональном уровне именно она является «кровеносной системой» местной экономики. В этом плане реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» дает нам новые возможности развития территорий и формирования комфортной среды проживания!»
СПРАВОЧНО:
Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» охватывает практически всю страну: в нем принимают участие 83 субъекта Российской Федерации (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) и 104 городских агломерации.
Работа ведется сразу по четырем направлениям. Под эгидой Минтранса России — проекты «Дорожная сеть» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». Министерство внутренних дел Российской Федерации курирует проект «Безопасность дорожного движения», Министерство обороны Российской Федерации — «Автомобильные дороги Минобороны России».
Основная «дорожная» составляющая будет реализована в рамках федеральных проектов «Дорожная сеть» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», среди основных задач которых — увеличение к 2024 году доли автодорог регионального значения в нормативном состоянии с 43,1 % (на конец 2017 года) до 50,9 %, что составит порядка 260,5 тыс. км; снижение количества мест концентрации ДТП в два раза по сравнению с 2017 годом, доведение показателя протяженности дорог городских агломераций в нормативе к 2024 году до 85 %, снижение доли федеральных и региональных трасс, работающих в режиме перегрузки на 10 % по сравнению с 2017 годом.