Безопасность дорожного движения – наша общая задача
Автомобильные дороги федерального значения — важнейшие автомобильные дороги России. Они находятся в собственности Российской Федерации и финансируются за счёт федерального бюджета.
Для обслуживания сети федеральных дорог в стране еще 60 лет назад были созданы дорожно-эксплуатационные участки, которые потом, в связи с масштабностью выполняемых задач, были реорганизованы в Управления.
Если обратиться к истории, то биография Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального Дорожного Агентства»началась 14 августа 1954 года, когда, по распоряжению Совета Министров СССР №8925-р и приказу Министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР № 548 от 21 августа 1954 года, на базе автомобильных дорог, принятых от Ставропольского «Краевого управления дорог» и УШОСДОРа Грузинской ССР, а также построенной автодороги Ростов – Орджоникидзе, было создано «Управление дороги Ростов - Минеральные Воды - Орджоникидзе».
За полвека своей биографии Северо-Кавказская автомобильная дорога пережила несколько реорганизаций: от Управления «Ростов-на-Дону – Орджоникидзе» до ФКУ «Управление ордена ЗНАК ПОЧЕТА Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства». Высокой государственной награды ФКУ Упрдор «Северный Кавказ» (официальный краткий вариант названия учреждения) был удостоен за успехи, достигнутые в выполнении заданий девятой пятилетки по развитию дорожного хозяйства, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1976 года.
Важные структурно-организационные перемены произошли в учреждении в июле 2014 года. Теперь эстафету ответственности за качественные трассы на Северном Кавказе учреждение несет под названием «Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального Дорожного Агентства», коротко – ФКУ «Упрдор «Кавказ», который возлавляет Руслан Абдулвахиевич Лечхаджиев.
Как рассказал корреспонденту «АиП СК» Руслан Лечхаджиев, до недавнего времени Управление обслуживало почти 2,5 тысячи километров федеральных автомобильных дорог, проходящих по семи субъектам Северо-Кавказского Федерального округа - Ставропольскому краю, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Калмыкия, Республике Северная Осетия – Алания, Республике Ингушетия, Республике Дагестан и Чеченской Республике. Эта сеть включала в себя, кроме автодорог, 12 тоннелей и более четырехсот мостов и путепроводов. Территория, подведомственная Управлению, выходила на внутренние и внешние границы - с Краснодарским краем, Астраханской областью, с Южной Осетией, Грузией и Азербайджаном. Часть обслуживаемой сети дорог входила в состав российских транспортных коридоров, по которым интенсивность движения на отдельных участках превышает 25 тысяч автомобилей в сутки.
В настоящее время система управления федеральными автомобильными дорогами на юге России претерпевает очередные изменения - идет реорганизация. ФКУ «Упрдор «Кавказ» с начала наступившего 2015 года передал Управлениям дорог «Каспий» и «Азов» право оперативного управления участками федеральных автомобильных дорог в Чеченской Республике и Республике Калмыкия. Прием-передача объектов федерального недвижимого имущества проводится согласно распоряжениям Федерального дорожного агентства (Росавтодора). Изменения коснулись также ФКУ «Упрдор «Карачаево-Черкесск»: учреждение ликвидируется, а его персонал и объекты переходят в новый филиал ФКУ «Упрдор «Кавказ», созданный в Черкесске. В процессе перехода в ФКУ «Упрдор «Каспий» находятся еще более 600 км федеральной автодороги в Дагестане.
Все объекты федерального недвижимого имущества ФКУ «Упрдор «Карачаево-Черкесск» переходят в ФКУ «Упрдор «Кавказ» и, соответственно, в оперативное управление его филиала в Карачаево-Черкесии. В настоящее время специалисты профильных отделов управления и нового филиала продолжают работу по синхронизации действий в дальнейшем.
По словам начальника ФКУ «Упрдор «Кавказ» Руслана Лечхаджиева, при приеме-передаче автомобильной дороги передается и право заказчика по действующим государственным контрактам относительно этого объекта. Передаются также материалы проектно-изыскательских работ и соответствующих затрат на капитальные вложения.
«Таким образом, ФКУ «Упрдор «Кавказ», в соответствии с распоряжениями Росавтодора, передал коллегам и право управления, и обязанности по обеспечению качественного функционирования названных участков федеральных дорог в Чеченской Республике и Республике Калмыкия. Начата совместная текущая работа с нашим новым филиалом в Карачаево-Черкесии. В настоящее время мы также завершаем формирование пакета документов для передачи ФКУ «Упрдор «Каспий» еще 3 участков автомобильной дороги протяженностью более 600 км в Дагестане», - добавил Руслан Лечхаджиев.
В Пятигорске, в офисе ФКУ «Упрдор «Кавказ», мы проговорили с заместителем начальника ФКУ «Упрдор «Кавказ» М.У. Берсановым, главным инженером Управления А.И. Ястребовым, начальником отдела эксплуатации А.Г. Лободой и заместителем генерального директора подрядной организации ООО «ДОРСНАБ» А. В. Марченко. О чем шла речь? О важности федеральных дорог, о финансировании, о причинах разрушения дорог, об инновационных конструкциях на федеральных трассах, о новых технологиях, которыми пользуется Управление при контроле за состоянием дорог. Меня интересовала деятельность Упрдора «Кавказ» на территории Ставропольского края. Внимание в беседе было уделено и последней краевой комиссии по безопасности дорожного движения, состоявшейся в Нефтекумске в канун Нового 2015 года.
- Зима в разгаре, - рассказывает Магомед Увайсович. - Но еще до обильных снегопадов субподрядными организациями было все подготовлено: и техника, и реагенты, и теплые помещения. В настоящее время круглосуточно ведется дежурство соответствующими организациями, чтобы в случае резкого ухудшения погодных условий привести тот или иной участок дороги в порядок. Каждое утро на стол начальника ФКУ ложится отчет о проведенной за ночь работе: на таком-то участке было посыпано тем-то и тем-то столько-то километров или сотен метров дороги. К слову, протяженность федеральных дорог в Ставропольском крае составляет 888 км. И на них на всех ситуация мониторится.
На сегодняшний день все машины субподрядных организаций оборудованы системой ГЛОНАСС, и поэтому мы сможем отследить, где конкретно находится каждая машина. В диспетчерской все машины на мониторе. И если на каком-то участке идет снег, то мы реально отслеживаем, сколько и каких единиц техники находятся на этом участке и занимаются расчисткой.
Людям нужна чистая дорога, особенно, хочу подчеркнуть – сейчас, зимой. Но, чтобы ваши читатели поняли нас правильно, мы не боремся со стихией. Погода зависит не от нас, и если вдруг на каком-то участке дорогу замело, то мы не можем в силу чисто человеческого фактора ее убрать моментально. В меру своих сил мы стараемся обеспечить проезд. Но одних наших стараний иногда недостаточно. Водителям нужно тоже быть внимательными к погодным условиям. Сегодня широко доступен Интернет. И все стало настолько прозрачно и очевидно, что нет смысла выезжать, если заранее можно знать, стоит это делать или нет. А вот когда дорога будет приведена в порядок, тогда и стоит выдвигаться на маршрут.
Более того, помимо контракта с метеослужбой, начиная с декабря прошлого 2014 года, мы на отдельных участках дорог расставили собственные метеостанции с передачей видеосигнала. Поэтому эти участки дорог, и в каком они состоянии мы также можем отслеживать. Мне любезно разрешили посмотреть картинку на мониторе компьютера: «Подъезд к Черкесску»: одна фотография сделана ночью, другая в 9.30 утра.
- Фотографии делаются каждые полчаса, - продолжает рассказывать Магомед Увайсович. - Помимо этого на мониторе видна температура окружающего воздуха, направление ветра, влажность воздуха, температура дорожного покрытия и параметры скользскости дорожного полотна (стоят особые датчики). Программное обеспечение позволяет наблюдать за изменением в сторону повышения или понижения отдельных метеопоказателей. Таких метеостанций по Ставропольскому краю 13. Всю информацию специалисты могут отследить с сотового телефона в любое время дня и ночи, не выходя из дома. И количество этих метеостанций мы будем наращивать, чтобы оперативно реагировать на дорожную ситуацию.
- Магомед Увайсович, на краевой комиссии прозвучал вопрос Председателя комитета краевой думы Г.В.Ягубова о том, что вы якобы слабо привлекаете в качестве подрядчиков наши дорожные службы?
- Помню. Но дело в том, что по Закону Российской Федерации подрядчиком может стать любая организация нашей страны, которая выиграет тендер. То есть это был вопрос немного не ко мне, а к законодателям. Кстати говоря, тендер на обслуживание дороги под Хасавюртом выиграла компания из Санкт-Петербурга. Хотя им тоже не выгодна такая география. По каждому нюансу нужно приезжать сюда и разбираться. Что касается меня, я бы с удовольствием воспринял известие о том, что законодательство повернулось в сторону регионалов. Чем ближе к нам, тем лучше.
- Федеральные дороги проходят по территориям муниципалитетов. Магомед Увайсович, чтобы вы сказали о контактах с местными главами?
- Контакты складываются по-разному в разных республиках. Иногда мы вместе решаем вопросы обустройства подъездов к федеральным дорогам со стороны поселковых и прочих местных сельсоветов, где-то муниципалитеты не выказывают в этом заинтересованности. Вот так бы я сказал. Например, подрядчик готов к сотрудничеству, завозит за свой счет дорожные знаки и черный металл, а утром обнаруживает, что все это куда-то исчезло… Спрашивается, как тогда сотрудничать?
Добавляет Андрей Лобода: - В некоторых республиках СКФО главы соседних районов, особенно после зимы, соревнуются, у кого красивее полоса отвода в районе федеральной дороги. Чтобы были побелены деревья, чтобы прилегающие территории были чистыми. Дорожники помогают с краской, главы муниципалитетов направляют людей.
- Пример?
- В Чеченской республике, когда тот участок федеральной дороги был в ведении нашего Управления, в один день на очистку территории вышло более двух тысяч человек. Работали и школьники, и студенты, рабочие предприятий. Все это было организовано в рамках субботника. А в нашем крае эти работы начались только благодаря приказу Губернатора. Не все главы местного самоуправления готовы вывести людей на уборку – есть субъекты СКФО, где такого не было ни разу. Но, согласитесь, помимо хорошего покрытия, важна еще и эстетика дороги, чтобы по ней было приятно ехать. Инициативы глав муниципалитетов в этом вопросе нет. А в Краснодарском крае – есть.
Продолжает Магомед Берсанов: - К примеру, ведется разметка дороги. Для того, чтобы краска высохла, нужно три-четыре минуты. В республиках СКФО впереди и позади разметочной машины едут машины ДПС, одно колесо справа от разметки, другое слева. Это для того, чтобы нерадивые водители ненароком не наехали на невысохшие полосы разметки. Это правильно. А у нас в крае такого не увидишь. Бывает так, что наши подрядчики устанавливают новый знак или ремонтируют покосившийся. Проезжающий патруль ГИБДД останавливается и начинает наказывать людей - не выставили заграждения, оповещение не сделали… Это правильно, конечно. Но ведь можно и помочь в этот момент автодорожникам: пронаблюдать за дорожной ситуацией, чтобы и участники дорожного движения видели проводимые работы, и рабочие были в безопасности. Другая ситуация: люди устанавливают пешеходное ограждение, а сотрудники ГИБДД их штрафуют за какие-то мелкие нарушения. Я понимаю, Госавтоинспекция - это контрольно-надзорная служба. Но мы же друг от друга никуда не уйдем. Мы всегда работаем параллельно и решаем общую задачу. Иногда нам нужно, чтобы наших подрядчиков защищали - ведь и разметку, и знаки, и барьерные ограждения мы устанавливаем ради безопасности дорожного движения.
Далее, что касается освещения федеральных дорог. Приходит предписание, что оно должно быть. Да, согласно СНИПов, в населенных пунктах должно предусматриваться освещение. Но оно должно предусматриваться при строительстве, капитальном ремонте или реконструкции дорог. Но не при эксплуатации дороги. А если дорога построена в середине прошлого века? Вот будем мы ее ремонтировать или реконструировать, тогда и освещение предусмотрим… То есть вопросов много. В этом плане мы будем работать с руководством ГИБДД края, чтобы добиться взаимопонимания. Безопасность дорожного движения – наша общая задача.